ОНКОГИНЕКОЛОГИЯ
Статья посвящена вопросам хирургического лечения рака тела матки. Непрекращающиеся в течение нескольких десятилетий дискуссии относительно объема хирургических вмешательств при раке тела матки ранних стадий теперь распространились и на хирургическое лечение диссеминированных форм заболевания. В статье обсуждаются показания к лимфаденэктомии и ее объем, перспективы циторедуктивных операций при диссеминированном раке тела матки и ряд других вопросов.
Статья посвящена одному из наиболее сложных вопросов хирургического лечения рака яичников — отбору больных для первичных и интервальных циторедуктивных операций. Обсуждаются возможности применения УЗИ, КТ, МРТ, ПЭТ-КТ и лапароскопии.
Злокачественные опухоли яичников занимают 9 место в структуре заболеваемости и 6 место по смертности среди опухолей репродуктивной системы у женщин. Выживаемость больных раком яичников зависит от стадии опухолевого процесса, объема хирургического лечения, величины остаточной опухоли и от выбора метода лечения на первом этапе. В настоящее время при лечении злокачественных опухолей яичников на первом этапе следует стремиться к «агрессивной» хирургической тактике, направленной на удаление всех макроскопически определяемых опухолевых очагов с последующей химиотерапией. Однако при некоторых особенностях распространённости опухолевого процесса не всегда на первом этапе возможно выполнить данный вид хирургического лечения, что диктует необходимость выполнения тщательного инструментального обследования, позволяющего оценить возможность выполнения максимальной циторедукции. В данной работе проведен обзор оптимальных методов инструментальной диагностики и лечения пациентов с распространёнными формами рака яичников.
ВОПРОСЫ ОНКОХИРУРГИИ
В настоящее время все еще ведутся дискуссии об оптимальном объеме хирургического вмешательства при раке желудка (РЖ), особенно об объеме лимфодиссекции. Гастрэктомия с лимфодиссекцией D2 является стандартным методом лечения операбельного РЖ. Однако при раннем РЖ без метастазов в лимфатические узлы (ЛУ) гастрэктомия с лимфодис- секцией D2 может быть избыточной, более того, она может увеличить частоту и тяжесть послеоперационных осложнений и послеоперационную летальность, значительно снизить качество жизни пациентов (QOL). Следовательно, концепция сигнального ЛУ может быть применена при РЖ. Но из‑за сложности лимфооттока желудка, по‑прежнему, обсуждается множество нерешенных проблем, таких как выбор красителя, метод идентификации и забора ЛУ, а также онкологическая безопасность этой манипуляции. Кроме того, две основные причины ложноотрицательных случаев — «пропуск» метастазов и низкая чувствительность интраоперационной патоморфологической диагностики.
В наше исследование вошло 86 пациентов с ранним РЖ. Сигнальный ЛУ был обнаружен у 73 (84,9 %) пациентов. Из 14 (16,3 %) пациентов с метастазами в регионарных ЛУ, метастаз в сигнальном ЛУ был обнаружен у 11 (12,8 %). У двух больных с «незасветившимися» ЛУ, вероятно, имело место нарушение лимфоотока в следствие блока лимфатических протоков опухолевыми эмболами, что препятствовало распространению красителя. В одном случае (1,2 %) имел место ложноотрицательный результат.
На современном этапе органосохраняющее и функционально-щадящее хирургическое лечение рака молочной железы является приоритетным. Внедрение в клиническую практику различных онкопластических резекций позволило расширить группу больных, которым можно выполнить органосохраняющую операцию при этом достигнув хорошего эстетического результата и повысить онкологическую безопасность. Для восполнения объема и реконструкции молочной железы относительно недавно начали применять перемещенные перфорантные лоскуты передней грудной стенки, ранее широко используемые в реконструктивно-пластической хирургии для закрытия дефектов верхней половины туловища. В статье приведен обзор актуальной на данную тему литературы, отражающий возможности методики, ее достоинства и недостатки. Описаны возможные варианты локальных перфорантных лоскутов, особенности их анатомии и практического использования.
ИНФЕКЦИИ В ОНКОЛОГИИ
В работе обсуждается проблема бактериальных инфекций, вызывающих осложнения у онкологических больных. Продемонстрированы данные, полученные в «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина» МЗ РФ о частоте выявления резистентных грамотрицательных и грамположительных бактерий из биоматериалов от больных клиники. Приводятся данные исследований механизмов резистентности, которые проводились на молекулярно-генетическом уровне. Отмечено относительное увеличение доли грамположительных микроорганизмов, в частности, коагулазонегативных стафилококков. Резистентность стафилококков обусловлена наличием генов mecA. В то же время ген резистентности к антибиотикам cfr отсутствует. Однако, выявленная у коагулазонегативных стафилокококков мутация 23SrRNA свидительствует о формировании резистентности. Среди мультирезистентных грамотрицательных микроорганизмов превалируют Klebsiella pneumoniae, Pseudomonas aeruginosa. 88,2 % изолятов клебсиелл имеют гены продукции сериновых карбапенемаз OXA-48. 46,7 % изолятов синегнойных палочек имеют гены продукции металло-беталактамаз VIM. 97,1 % изолятов Acinetobacter baumannii имеют гены продукции серино- вых карбапенемаз OXA-23. В большинстве случаев продукции карбапенемаз сопутствовал механизм нарушения проникновения карбапенемов в микробную клетку. Знание механизмов резистентности основных возбудителей инфекции дает возможность врачу выбирать оптимальные комбинации антибиотиков. Увеличение разнообразия выделяемых от больных бактериальных микроорганизмов косвенно говорит о возможности появления новых резистентных возбудителей, таких как Burkholderia cepacia, Achromobacter xylosoxidans и др. Также возможен рост числа резистентных штаммов среди обычно чувствительных возбудителей — кишечной палочки, энтеробактеров и протеев.
Инвазивные грибковые инфекции (ИГИ) остаются важными причинами заболеваемости и смертности. Анализ международных данных в отношении ИГИ из отчетов по аутопсиям показывает, что несмотря на все наши усилия по профилактике, диагностике и лечению ИГИ все еще имеют значительную распространенность и связаны с низким уровнем прижизненной диагностики. ИГИ на аутопсии выявляют примерно в 4–5 % случаев, причем с высокой распространенностью среди пациентов с острым лейкозом и миелодиспластическим синдромом (21,7 %), что почти в шесть раз выше общей распространенности ИГИ. Консенсусные определения ИГИ согласно Европейской организации по изучению и лечению рака и Консорциума образовательных и исследовательских групп по микозам (EORTC / MSGERC) были в последний раз обновлены в 2008 году. Назрела необходимость пересмотра и обновления этого документа, и в 2019 г. были опубликованы результаты такой работы, которые и представлены в данной статье.
Онкологические больные являются группой риска в отношении возникновения внутри-и внебольничных инфекций вследствие ряда факторов. Автоматизация микробиологической лаборатории позволяет снизить частоту ошибок, связанных с человеческим фактором, ускорить выдачу антибиотикограммы и своевременно начать антибиотикотерапию, что приведет к снижению летальности и повышению качества жизни пациентов.
Статья посвящена определению микробиоты полости рта и ее различиям у больных с плоскоклеточным раком слизистой полости рта и здоровых людей. Также дан обзор литературы по данной проблеме. Согласно полученным собственным данным выявлено, что у пациентов с опухолями орофарингеальной зоны суммарное количество анаэробных бактерий, выделенных с поверхности опухоли и слизистых полости рта было достоверно выше, чем аэробных бактерий и грибов (58 % против 42 %, p ≤ 0,0001). Наиболее частым микроорганизмом в группе пациентов с опухолями орофарингеальной области был Prevotella spp. который высевался достоверно чаще, чем у здоровых лиц (35,9 % против 4,0 % соответственно, p < 0,0001). Также в группе больных с опухолями достоверно чаще, чем у здоровых лиц высевали Fusobacterium spp. (14,7 % против 0 %, соответственно, p < 0,0001) и Porphyromonas spp. (5,9 % против 0 %, p < 0,002). Veillonella spp. напротив, высевали чаще в контрольной группе нежели в группе больных с опухолями (42 % против 16,5 %, соответственно, p < 0,001). Среди аэробных микроорганизмов, в обеих группах превалировали Streptococcus spp. (52,0 % против 65,9 %). Разница в частоте их выделения недостоверна (p > 0,05). В контрольной группе значимо чаще выделялись Neisseria spp. (p < 0,05), а в группе больных с опухолями слизистой полости рта Candida spp. (p < 0,01), хотя абсолютные значения были не столь велики (14–16 штаммов каждого вида в совокупности). Выявленные в биоматериалах от больных с опухолями микробы отражали наличие дисбиоза в микробиоте полости рта. В то же время, являются ли выделенные микроорганизмы одними из этиологических агентов развития плоскоклеточного рака слизистой оболочки полости рта, нуждается в более глубоком изучении.
Толстая кишка демонстрирует самую высокую бактериальную плотность и разнообразие на протяжении всего желудочно-кишечного тракта, что может указывать на важную роль пристеночного микробиома в патогенезе колоректального рака (КРР). Механизмы, лежащие в основе канцерогенеза, остаются важным и не изученым предметом обсуждения в области биологии рака. Исследования данной группы пациентов группы и экспериментальные данные на лабораторных животных связали дисбиоз кишечника с конкретными видами бактерий, которые способствуют онкогенезу. Необходимы дальнейшие фундаментальные исследования для анализа механизмов и роли микроорганизмов в колоректального рака, которые могут быть использованы в терапевтических и прогностических целях.
Цель данного обзора является обобщение литературных и экспериментальных данных о том, что дисбиоз толстой кишки является важным прогностическим критерием в развитии опухолей толстой кишки.
ISSN 2587-6813 (Online)